Развитие фитнеса в России, на первый взгляд, идет в ногу с мировыми тенденциями. И по популярности фитнес в стране вполне сравним с другой спортивной «болезнью» россиян — футболом. С другой стороны, у многих российских фитнес-центров есть только приличные фасады, за которыми процветает непрофессионализм.
По оценкам экспертов Конвенции IDEA (один из крупнейших форумов в мировой фитнес-индустрии), в фитнесе сегодня модны — то есть пользуются растущим спросом — такие программы, как йога, пилатес, стретчинг, групповые силовые тренировки, занятия на велотренажере и персональный тренинг. Клиенты чаще всего выбирают тренировки в немногочисленных группах: от трех до пяти человек на одного тренера, тренировки с партнером под наблюдением тренера и собственно тренировки один на один с персональным тренером.
И данные предложения есть в программе любого более-менее себя уважающего российского фитнес-клуба. Более того, во многих городах России регулярно проходят соревнования по различным направлениям фитнеса. Ну, а в городах-миллионниках такие мероприятия идут каруселью. Например, ближе к концу марта в Москве состоится VIII Всероссийский съезд специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса, а в конце марта — 17-й Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор – здоровый образ жизни!», где основными участникам также будут специалисты из фитнес-индустрии. Причем, именно в России (Москва и Петербург) решила развивать свой проект, открыв второй и третий фитнес-клубы под собственным брендом, певица Мадонна. Это ориентировочно произойдет в апреле-мае, первый клуб был открыт в Мехико (Мексика), площадки же в Италии, Великобритании, Канаде, Франции, Австралии, Аргентине и Бразилии появятся после российских.
Впрочем, интерес фитнес-советников Мадонны имеет внятные экономические обоснования. По оценкам экспертов, месячный абонемент в клубе исполнительницы хитов The Power Of Good Bye и Erotica обойдется клиентам в 40-70 тыс. рублей. Тогда как, например, в США абонемент на месяц в фитнес-клуб с бассейном и удобной парковкой, оборудованный кардиозалом, салоном красоты, солярием и массажным кабинетом, обходится в $60-70.
При этом, как отметил разработчик курса «Организация и управление предприятиями фитнеса, красоты. Здоровья» в Университете им. П.А. Лесгафта, автор книги «Путеводитель по фитнес-центру. Разумные советы для начинающих» Тимур Беставишвили, если в странах Европы или США фитнесом занимается 12-15% населения, то в крупнейших российских городах этот показатель едва дотягивает до 3%, а в региональных центрах до 1%. «Ниша огромная», — констатировал Беставишвили.
В то же время, сколько в стране было клубов до кризиса, не знает никто. «Официальные смехотворные данные – около 2 тыс., приблизительные – 7-8 тысяч. — пояснили в центре «Evolution — спортивный консалтинг». — В Питере на декабрь 2008 года было 377 клубов. Сейчас – около 350». Проще говоря, кризис подсократил конкурентов. И если в кризис доходы фитнес-клубов уменьшились на 15-20%, то сейчас сектор растет. Тем более, в преддверии теплого времени года наблюдается дополнительный (сезонный) всплеск на услуги фитнес-клубов, который, по мнению экспертов, может обеспечить рост на 40 и даже 60%.
Иными словами, популярность фитнеса в РФ будет лишь повышаться. «По сути, фитнес – это как «попса» в музыке, только для тела. Его главное преимущество в том, что он не требует чего-то сверхъестественного от обладателя абонемента, — отмечает член Общественной палаты, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елена Николаева. — И если сегодня среди офисных менеджеров стало модным говорить «я хожу в фитнес-клуб», «мой фитнес-клуб», то среди подростков эта мода может распространиться еще легче. Потому что каждый тинейджер в состоянии решать там свои задачи: кто-то — познакомиться с девочкой, кто-то — накачать мышцы, кто-то — сбросить лишний вес, кто-то – заняться аэробикой. Спорт в таких клубах – это, скорее, необходимое, но не главное условие. А главное – общение и с пользой проведенное свободное время».
Иначе говоря, по популярности фитнес вполне сравним с другой спортивной «болезнью» россиян — футболом. Но фитнес-клубы посещают больше женщины и девушки — их примерно 65%, плюс в стране растет спрос на семейные программы. Соответственно, футбольная и фитнес-аудитории пересекаются умерено. Что делает фитнес-электорат интересным в свете приближающихся президентских выборов.
Как считает генеральный директор «ГОСТ Велнес» Дмитрий Киселев, «этот вид бизнеса переплетается с интересами государства, так как речь идет о здоровье нации». А по словам первого проректора Московской финансово-промышленной академии, научного руководителя факультета Спортивного менеджмента Владимира Леднева, на сегодняшний день, по подсчетам органов власти физической культурой и спортом занимается 40% населения. Но государство по-прежнему не ответило для себя на вопрос, кто должен быть партнером в организации занятий. «Здесь государство может повернуться лицом к фитнес-индустрии для сотрудничества, — отметил эксперт. — Ему необходимо добиться, чтобы нация занималась спортом, в то время как фитнес-клубам важно иметь клиентов».
«На мой взгляд, Минспорттуризма должно провести анализ существующей инфраструктуры государственных и частных фитнес-клубов, выйти к ним с предложением о партнерстве и рекомендовать правительству принять соответствующую госпрограмму субсидирования школьных абонементов, — заявляет Николаева. — Тогда и лозунги о здоровом образе жизни перестанут быть бессмысленной компанейщиной, а билборды с портретами российских спортсменов на фоне триколора – казаться картинками из Красной Книги».
На фоне таких разговоров в Минобороны изучаются фитнес-технологии, чтобы применять их для физподготовки солдат. А ряд участников индустрии уже всерьез рассчитывают на государственное дотирование в обозримом будущем.
С другой стороны, у многих российских фитнес-центров есть только приличные фасады, не более. По словам Беставишвили, несмотря на то, что зарождаться в России фитнес начал в 80-е годы прошлого века, кроме того, что в сегменте стало больше денег, ничего не изменилось. «Среднее звено в массе патологически непрофессионально, — уточнил специалист. — Хотя справедливости ради надо сказать, что есть и блестящие «руки».
В свою очередь гендиректор Wellcom Елена Пискунова перечисляет ряд просчетов, характерных для многих и многих российских клубов. Во-первых, пропагандируется оздоровительно-развлекательный формат («легонький такой спортик», «клуб фитнес-развлечений»), не требующий серьезного обучения специалистов, полезный всем. Соответственно, нет серьезной диагностики состояния здоровья перед началом занятий, но есть пункт в договоре о принятии клиентом ответственности за свое здоровье на себя. Инструкторы набираются либо из клиентов с накопленным опытом занятий, либо из спортивных секций, либо по принципу: «Большие мышцы — будешь работать в ТЗ; симпатичная с хорошей фигурой, умеешь танцевать на дискотеке — будешь работать в ГП»; опыта преподавательской работы не требуется; предварительное обучение зачастую не проводится. Инструкторы в ряде клубов даже не умеют оказывать первую помощь при несчастных случаях...
Во-вторых, до 70% групповых программ рассчитаны на здоровых людей. Соответственно, при наборе персонала нанимаются молодые люди в хорошей физической форме, без специализированных знаний по работе с клиентами пожилого возраста или клиентами, требующими восстановления функций. В вопросах же продвижения клуба акцент делается не на продление, а на привлечение в клуб новых клиентов, и в результате в среднем по России лишь 20% клиентов остаются в клубе «на следующий срок»...
В-третьих, даже в тех центрах, где в штате есть врач, отношение к нему крайне снисходительное. Соответственно, отсутствует контроль качества работы фитнес-персонала со стороны врача. И отсутствуют стимулы для внутриклубного обучения инструкторов врачами. А сами медработники довольно скептически относятся к работе в фитнесе...
А есть еще в-четвертых, в-пятых, в-шестых...
В минувшем месяце прошел первый этап независимой (результат определяется интернет-голосованием клиентов) премии «ТОП-фитнес 2011». И победителями далеко не во всех номинациях оказывались компании, чьи названия на слуху. В том числе и в Первопрестольной, и в Петербурге.
То есть, государству дотировать фитнес рановато. Иначе с большой вероятностью выделенные деньги будут расходоваться бездарно. Этот бизнес, за исключением ряда участников, так еще и не пережил хаотичную стадию первичного накопления капитала.
Игорь Чубаха
Источник: http://www.rosbalt.ru/
назад