Выше мы рассмотрели основные процессы, позволяющие вам лучше понять, что происходит в организме на нервно-мышечном уровне, когда вы выполняете упражнение. Понимание этих процессов поможет вам более точно выполнять приемы идеомоторной подготовки и выработать стратегию установления мысленно-мышечной связи, чтобы улучшить технику выполнения движений.
В колледже Джорджа Уильямса была проведена серия экспериментов для определения степени воздействия «психологических» факторов на силу человека. В ходе экспериментов производилось измерение величины силы рук в нормальных условиях, а также во время громкого крика объекта исследования, после сильного шумового воздействия, под действием алкоголя и амфетаминов и под гипнозом (когда объектам исследования внушалось, что они сильнее, чем в действительности). В дом из этих случаев, как правило, наблюдалось повышение показателей по сравнению с тем уровнем силы, который определялся в обычных условиях. Под воздействием гипноза у тестируемых были зафиксированы наивысшие результаты, побуждающим мотивом для которых послужила чрезвычайная концентрация внимания. Подобное может происходить, если воспользоваться техникой идеомоторной подготовки.
При проведении эксперимента, во время которого выполнялись броски по баскетбольной корзине, его участники — шестьдесят начинающих игроков в баскетбол — были разделены на три группы по двадцать человек в каждой. Тестирование членов каждой группы проводилось при выполнении ими бросков по корзине. Затем, в течение последующих двух недель, одна группа игроков тренировалась ежедневно, выполняя определенное количество бросков за определенное время; вторая группа две недели вообще не играла в баскетбол; третья группа занималась идеомоторной подготовкой, «мысленно» тренируясь две недели по той же схеме, что и фактически занимавшаяся тренингом первая группа тестируемых. В конце двухнедельного периода все три группы отдыхали. У группы, которая не занималась ни идеомоторной, ни обычной тренировками, показатели не повысились, зато группа, занимавшаяся идеомотор-ной тренировкой, улучшила свои результаты почти в той же степени, что и первая группа, фактически отрабатывавшая броски по корзине. О чем это говорит? Конечно, не о том, что с помощью идеомоторной подготовки мы смогли бы стать сильнее или повысить мышечный тонус, но зато определенно указывает на то, что применение метода визуализации позволяет совершенствовать свои способности и технику выполнения движений. Техникой идеомоторной подготовки, конечно же, можно пользоваться не только для занятий тренингом, но и всеми прочими видами нашей активной деятельности.