Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Почему опять «двойка»?
Ребенок умненький, схватывает все на лету, но на письме – дикие ошибки. Это дисграфия! Отчего она бывает и как ребенку помочь?
Диагноз «дисграфия» в последнее время звучит все чаще. На вопросы родителей отвечает доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна БЕЗРУКИХ.
«Сыну 6,5 лет, на следующий год идет в школу. Вчера меня вызвала логопед и сказала, что у мальчика дисграфия, все буквы и цифры он пишет зеркально, поэтому у него в 1-ом классе будут проблемы».
В 5-6 лет многие дети пишут буквы зеркально, это совершенно естественный этап развития. Навык письма еще не сформирован – как тут можно говорить о каких-то нарушениях? Письмо – это же не просто движение пальцев, а очень сложная работа. Ребенок должен понять, как пишется буква, как она расположена на строке, как ему вести руку…
Судить, есть у ребенка дисграфия или нет, раньше 3-4 класса нельзя.
Я бы вообще не рискнула говорить о дисграфии как о диагнозе. Чаще всего плохой почерк и ошибки при письме – пропуски букв, недописанные буквы, перевернутые зеркально – это результат неправильного обучения, а не патологии. Если же есть неврологические проблемы, то диагноз «дисграфия» должен ставить врач, а не логопед, не учитель и не школьный психолог.
«В классе сидят 30 человек, всех учат одинаково. Почему же у моего каракули, которые не разберешь, а остальные дети пишут красиво?»
Больше чем у половины детей есть трудности с обучением чтению и письму. Причины разные. Кто-то еще не умеет координировать движения руки. Это ни хорошо, ни плохо – просто индивидуальная особенность.
Среди первоклассников таких детей примерно треть. У кого-то с моторикой все в порядке, но почерк плохой, потому что ребенок гиперактивный, не может сконцентрироваться ни на минуту. У трети первоклассников еще не развито пространственно-зрительное восприятие (окончательно сформируется оно примерно к 10 годам). Они с трудом запоминают очертания букв, соответственно, им сложнее изобразить их на бумаге. Теперь представьте, что будет, если с такими детьми выучивать несколько букв за урок. Конечно, у них ухудшится почерк и появятся ошибки при письме.
Мальчики страдают дисграфией в 3-4 раза чаще, чем девочки.
Исследования показывают, что в начале обучения ребенок может непрерывно писать только 3 минуты. Но это часто не учитывают ни учителя, ни родители. Глядя, как первоклашка делает уроки, они обычно журят его: «Вот первую строчку написал хорошо, а дальше не старался!». А ребенок просто устал. Методика обучения письму, которая применяется сейчас в младших классах, не соответствует физиологическим особенностям шестилеток. За два месяца они должны научиться писать все буквы. Вот именно «гонка за грамотностью» чаще всего и приводит к дисграфии.
«Можно ли рассчитывать, что с возрастом дисграфия у сына пройдет сама собой?»
Увы, почерк в любом случае вряд ли станет хорошим. Если навык письма сформировался неправильно, вместо букв закрепились каракули, это трудно исправить. После 12 лет ребенок может научиться не делать ошибки при письме, но и для этого потребуется осознанный труд.
«Зачем вообще заботиться о почерке? Сейчас все печатают на компьютере!»
Грамотность напрямую связана с техникой письма. Выводя слова, ребенок отслеживает каждую букву, проговаривает ее, делает звукобуквенный анализ. Если мы его торопим, процесс нарушается – и появляются ошибки. И потом, нечитабельный текст всегда неграмотен. Ребенок должен понимать, какую букву он написал.
«Что же делать с дисграфией после 10 лет? Как научить ребенка писать грамотно?»
Мы предлагаем учить русский как иностранный. Взять тетради ребенка за год, выписать на карточки все слова, которые он писал неправильно, маркером подчеркнуть места ошибок. На обратной стороне написать правило и проверочные слова, если они есть, и поставить все карточки в ящичек.
Каждый день надо проработать 3 карточки. Три раза произнести слово с хорошей артикуляцией, три раза его написать, повторить правило, согласно которому пишется это слово. Отработали карточку - переложили в другой ящичек под названием «Пишу правильно». Способ механистический, но эффективный.
«Моему ребенку только предстоят младшие классы и обучение письму. Как подготовить его к школьным нагрузкам?»
Сначала покажите малышу, как правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку. Пробуйте чертить ровные прямые линии разной длины, горизонтальные, вертикальные. Это сложное задание, но ведь при письме приходится делать то же самое, только в ограниченной строке.
Следующий шаг – научиться чертить параллельные линии. Потом - рисовать круги и овалы. И только после этого можно сокращать высоту линий и делать круги и овалы мельче. Учите ребенка видеть строку, середину строки, правую и левую часть листа, верх и низ. Пишите линии в широкой 20-миллиметровой строке. И только потом переходите к печатным буквам.
Мозг ребенка пластичен, и дефицит зрительной памяти, и недостаток зрительно-моторной координации, - все можно компенсировать при обдуманном подходе.
Текст: Марина Матвеева
назад
|