- зал групповых программ
- тренажерный зал
- кардиозона
- зал йоги и пилатеса
   
Книги по фитнесу, бодибилдингу,
здоровому питанию



Шоппинг вместо терапевта

Женщин, любящих прогуляться по магазинам, часто называют транжирами. А ведь от шоппинга – при соблюдении несложных правил – пользы порой больше, чем от визита к психотерапевту!


Мужчины удивляются – ну что в этом интересного? Как можно часами бегать из одного бутика в другой и потом вечером хвастаться подругам по телефону, что, мол, день был на редкость удачным – купила туфли (между прочим, от этих туфель у нее и так шкаф ломится), очередную юбку (скорее всего, так и останется ненадеванной) и миленькую пуходерку для персидских котов (сумасшедшая! У нее же аллергия на кошек!). Выглядит она при этом на удивление счастливой, но к чему все это приведет?


Любовь к спонтанному шопингу действительно может осложниться захламлением жилплощади ненужными вещами, опустошением кредита в банке и злостью на рекламу, спровоцировавшую ненужную покупку. По данным «Американского журнала психиатрии», 10 миллионов американцев без разбору тратят деньги в магазинах, испытывая постфактум чувством вины. А в Швеции даже созданы специальные группы поддержки шопоголиков, где приводят в чувство излишне рьяных покупателей.


Но при правильном подходе шопинг действительно доставляет прямо-таки терапевтическую радость и – внимание! – не осложняется попаданием в ловушку зависимости.



ТАЙНЫЙ ЗОВ ЭНДОРФИНОВ


Как объясняют психологи, положительный эффект шопинга основывается на том, что каждая покупка – это не просто факт оплаты конкретной вещи, а целая система, каждое звено которой имеет собственное значение.


Что ищем?
Если обычно мы приходим в магазин за конкретной вещью, то в случае шопинг-терапии важен сам факт покупки. По сути, нам все равно, что покупать. Этим, кстати говоря, активно пользуются рекламщики и мерчендайзеры. Первые ловко подталкивают нас к принятию решения, вторые так хитро выкладывают-развешивают товар, что в первую очередь обратишь внимание именно на те вещи, что они продвигают в массы. Обман? Вообще-то он самый. Однако шопинг-терапия позволяет использовать рекламу в своих целях: если уж нас так уверяют, что покупка доставит нам удовольствие – почему бы просто не получить его?


Проблема выбора
Мы идем по магазину с ощущением, что душа чего-то просит, а вот чего именно – не понять. Это чувство – как заноза в душе, беспокоит и заставляет продолжать поиски. Тут взгляд выхватывает из общей массы вещь. Точнее, Вещь. Восклицаем: «Вот то, что мне нужно!» - и испытываем при этом огромное облегчение.

 

Когда покупатель наконец делает выбор, у него в крови повышается содержание гормонов радости - эндорфинов.


Таков результат исследований – и в этом, собственно, и заключается основной секрет шопинг-терапии.


Час расплаты
Кто же любит расставаться с деньгами? Но страдания покупателей облегчаются, например, оплатой кредитной картой или электронными деньгами. Нечто нематериальное отдавать гораздо проще, чем вживую опустошать кошелек. И это – главный подводный камень шопинга. Поэтому, если чувствуете в себе склонность к транжирству, расплачивайтесь наличными – так вы сможете держать аппетит под контролем.


Кроме того, некоторым из нас важен именно факт «физической расплаты» как подтверждение некоего социального статуса. Чем толще пачка денег, выложенная на прилавок, чем радостнее у такого человека на душе.


РАСШИРИТЕЛИ СОЗНАНИЯ


Откуда в нас такая страсть к покупкам? Психологи считают: все дело в том, что шоппинг помогает расширить границы своего «я». Думая о себе, мы подсознательно имеем в виду не только собственное тело, но и все вещи, которые считаем своими: одежду, квартиру, семейные реликвии, драгоценности… Следовательно, новое приобретение меняет самооценку и приподнимает нас в собственных глазах.

Проверенный рецепт в непростых жизненных ситуациях - «все изменить»; неудивительно, что при стрессе ноги сами несут нас в ближайший магазин.

 

Бесплатный шопинг

Впрочем, с деньгами можно вообще не расставаться – если остановиться на этапе выбора. Многие просто прогуливаются по магазинам, как по музеям, – разглядывая, восхищаясь, примеряя. Глаз радуется, финансы в сохранности.


Другой вариант – делать покупки в интернет-магазинах. Можно набрать разных товаров в корзину, а заказ не оформить.


Впрочем, работает это не всегда – остановка процесса на полпути дает эффект незаконченного действия, которое по законам жанра требует завершения и создает тот самый нервозный фон, от которого мы как раз хотим избавиться.


Демонстрация
Положа руку на сердце, надо признать: мы редко что-то покупаем только для себя. Нам нужно, чтобы нас оценили, признали, какими замечательными нас сделало очередное приобретение. Именно поэтому так хочется поскорее «выгулять» новую вещь и постараться, чтобы нас в ней увидело побольше знакомых – или какой-то один, но очень важный для нас человек. Ловим вторую волну удовольствия от покупки – ее нам дает одобрение окружающих.


РЕЗЮМЕ


Чтобы шопинг-терапия не превращалась в шопоголизм, психологи рекомендуют честно ответить на вопросы: «Зачем я иду в магазин?», «Чего мне не хватает на самом деле?». Обычно покупка вещи, особенно «просто так», нужна, чтобы восполнить нехватку чего-либо. Надо четко понимать, что именно даст вам новое приобретение, и заранее определить приблизительную сумму, которую вы готовы на него потратить.


Эти простые правила позволят сделать шопинг приятным на всех этапах, и тогда он действительно будет иметь практически такой же эффект, как посещение кабинета психотерапевта. Причем, возможно, за меньшие деньги.

 

Текст: Катерина Шимчак, Соня Лившиц

 

назад



(с) 2010-2015. Фитнесс-центр FitnessGroup.
Все права защищены.