Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Какие сказки рассказывать ребенку?
Запах елки, мерцание свечек – идеальная обстановка, чтобы устроиться поуютнее и рассказать малышу сказку. Отличное решение – это не только интересно, но и полезно!
Сказки готовят детей к взрослой жизни, учат, как поступать в непростой ситуации, наглядно показывают, к чему может привести тот или иной выбор. Беря пример с Ивана-царевича или Аленушки, малыш находит свое место в обществе, выбирает для себя модель поведения. Герои сказок советуют, каким нужно быть, чтобы достичь заветной цели, предостерегают от опасностей…
Почувствовали свою ответственность как рассказчика? Правильно. Но все совсем не сложно – нужно только понимать детскую психологию и основные законы, по которым строятся сказки.
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ…
Взрослым детство кажется самым счастливым и спокойным временем. Но для детей это вовсе не так: внутренний мир ребенка хаотичен, мир вокруг непонятен. Нет жизненного опыта, который помогал бы справляться с реальностью, не хватает знаний, чтобы бороться с трудностями, пусть незначительными для взрослых, но серьезными для малыша.
Сказка, показывая полную трудностей взрослую жизнь, предлагает из каждой сложной ситуации спасительный выход.
Мы не вдумываемся в знакомые сказочные формулировки, да нам это уже и не надо. А ребенок воспринимает каждое слово всерьез и подсознательно воспринимает содержащиеся в сказке послания.
"Не садись на пенек, не ешь пирожок!"
Нарушение запрета может привести к трагедии или даже смерти. Но если набраться терпения и подумать, опасности удастся избежать.
"Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – совсем пропадешь…"
Проблема выбора возникает перед нами постоянно. Очень важно, чтобы принятое решение было правильным.
"По щучьему велению, по моему хотению…"
Даже взрослые часто мечтают: вот бы мне золотую рыбку, я бы попросил... Но что было бы, если бы наши желания удовлетворялись сразу и в полном объеме? Мечты, основанные на зависти, жадности, корысти и злости ни к чему хорошему не приводят.
"Лето красное пропела, оглянуться не успела…"
Сказки учат быть реалистом, не витать в облаках, строить дом не из соломы, сахара или льда, а из кирпича, даже если это тяжело и скучно.
Чтение сказки сродни обряду: приглушенный свет, тихий голос и - "в некотором царстве, в некотором государстве…" Эти известные каждому формулы в начале и в конце сказки тоже важны: они подчеркивают важность момента, а также защищают малыша от психологических травм. Ведь если сказочные ситуации перенести в обычную жизнь, подчас они будут выглядеть как криминальная хроника. Разграничивая вымысел и реальность, вы оберегаете психику малыша.
ПИШЕМ СКАЗКУ САМИ
Малыш требует, чтобы вы придумали сказку сами? Прекрасно – у вас есть отличный шанс повоспитывать, не занудствуя, в интересной для ребенка форме и со стопроцентной гарантией, что он вас внимательнейшим образом выслушает. Итак, попробуем предъявить свои требования ребенку в иносказательной форме.
1. Определимся с героями. "Жил-был мальчик Коля (или принцесса из 25-й квартиры...)". Прекрасно, если вам удастся представить главного героя в шутливой форме.
Злодея можно выдумать или взять уже готового персонажа, например Бабу-ягу. Но не стоит на роль злодея приглашать милиционера или реального соседа дядю Леву, даже если он действительно малоприятный тип!
Хорошо, если в доме уже живет готовый трикстер (см. разъяснение внизу) – кот, пес или хомяк, который в сказке заговорит. Можно в этом качестве заявить любимую игрушку.
2. Возьмем волнующую вас проблему и предложим способы ее разрешения. Например, если не убирать игрушки, то придет злой волшебник и заберет их. "А каждую ночь из замочной скважины вылетает злой волшебник и уносит разбросанные игрушки в свою далекую страну".
Воспользуемся классическим построением сюжета. Постарайтесь придумать несколько драматических поворотов. Ведь ребенок обязательно попросит продолжения. В случае с неубранными игрушками сюжет может развиваться так: "Но злой волшебник успел забрать не все игрушки, остался старый одноухий заяц (учимся ценить героев не за внешность). Он вызвался помочь мальчику вернуть его друзей. Мудрая бабушка (воспитываем благодарность старшим за их советы) дает волшебный клубок, который приведет к спрятанным игрушкам…"
Оказавшись сказочным персонажем, ребенок просто вынужден соответствовать образу идеального героя.
3. Не забываем об уже упомянутых сказочных клише. «Долго ли – коротко ли…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец» - все они настраивают ребенка на нужный лад и не дают слишком сильно испугаться какого-нибудь поворота сюжета.
Не бойтесь, что ребенок отнесется к сказке, как к чистому вымыслу, не имеющему отношения к его жизни, и не воспримет скрытый подтекст. Обязательно воспримет! И хотя одной сказкой большинство проблем, конечно, не решить, поверьте – она поможет гораздо сильнее, чем любые нотации. И уж точно принесет гораздо больше удовольствия вам обоим!
Текст Елена Густова
СКАЗОЧНАЯ ПЕДАГОГИКА
В большинстве сказок обязательно присутствуют четыре типа персонажей, каждый из которых выполняет важную функцию.
Анима – идеал женщины, на который будет равняться девочка.
Аленушка: "Будь доброй и заботливой, и царевич обязательно обратит на тебя внимание".
Василиса Премудрая: "Послушание и скромность принесут богатство и счастье".
Царевна-лягушка: "Внешность – не главное".
Анимус – главный герой. Следуя его примеру, мальчик должен вырасти настоящим мужчиной.
Мальчик-с-пальчик: "Будь находчивым и смелым, даже если ты самый маленький".
Илья Муромец: "Будь терпеливым и выносливым, не бойся трудностей".
Емеля: "Слушайся и уважай старших, и тогда ты получишь счастье, богатство и принцессу в придачу".
Злодей – хитрый и умный персонаж, который не только мешает главному герою, но и показывает ребенку, с какими трудностями он может столкнуться в будущей взрослой жизни, какими чертами могут обладать враги.
Трикстер – друг, помощник главного героя. Может быть человеком или животным. Нередко обладает чувством юмора, его шутки не только разбавляют драматизм ситуации, помогают не падать духом, но и подсказывают правильное решение. Отношение главного героя к трикстеру учит ребенка ценить людей рядом с собой независимо от их внешности или статуса (ведь другом и спасителем в сказке может стать даже маленькая мышка).
|
назад
|