- зал групповых программ
- тренажерный зал
- кардиозона
- зал йоги и пилатеса
   
Книги по фитнесу, бодибилдингу,
здоровому питанию



Когда отдавать ребенка в школу?

Отправить ребенка учиться в 6 лет или пусть еще годик походит в малышах? – ломают голову родители в апреле, когда идет запись в первые классы. Ответ не так очевиден, как кажется.



Обычно решающим аргументом становится знание букв: если дошкольник читает, значит, к школе готов. Что такое готовность к школе на самом деле, рассказывают специалисты.



- На самом деле психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать, – говорит Надежда ЗЫРЯНОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. – Дорос ли ребенок до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.


1. Есть ли желание учиться?


Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.


Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не она, я бы в школу и не ходил».


Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».


Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».


Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».


Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
Шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».


Спросите своего малыша: с кем он согласен? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.


2. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?


Есть такая игра - «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов должно быть не больше 10. Если отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.


3. Развита ли речь? Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению.


Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).


4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?


Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):


Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.


Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.


Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «трава» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.


Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...


5. Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?


Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.


Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».


Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.


6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.


Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.


***


Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

 

Текст Марина МАТВЕЕВА

 



ЕЩЕ ДВА АРГУМЕНТА ПРОТИВ



Во сколько лет записывать чадо в первый класс? Мнение высказывает Александр КОРОВИЦЫН, директор московского учебно-воспитательного комплекса «Колледж-ХХI»:


– По большому счету, первым классам, будь они хоть из шестилеток, хоть из семилеток, в обычной школе вообще не место. Ну не приспособлена она по санитарным нормам для обучения малышей!


Во-первых, продолжительность урока. У всех она 45 минут, а у “перваков” должна быть не более 35. Закончить урок за 10 минут до звонка, конечно, можно, но выпустить детей в коридор нельзя: другим не дадут заниматься.


Во-вторых. В первые два месяца учебы у малышей может быть не более 3, а потом до конца года не более 4 уроков в день. Многие ли родители смогут забирать ребенка из школы еще до полудня? Значит, нужна группа продленного дня. В школе для нее условия плохие в отличие от садика. Дневной сон толком не организуешь и даже на улицу первоклашек не выгонишь: иначе дети постарше будут смотреть на них в окно и завидовать, вместо того чтобы учиться.


Лучшее время для начала школьного обучения – те самые 8 лет. Кстати, именно в этом возрасте принимали в школу 80 лет назад, когда в СССР вводилось всеобщее обязательное начальное обучение. Ребенок в этом возрасте полностью готов к школе физически. Ему уже не нужен ни дневной сон, ни сокращенные уроки, он может и до дома добраться, и побыть там один до прихода взрослых.


Так что если есть возможность, подержите ребенка хотя бы последний год перед школой в детском саду. Тогда и он к школьным требованиям приспособится легче, и школе с ним будет проще.

 

назад



(с) 2010-2015. Фитнесс-центр FitnessGroup.
Все права защищены.