Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Проклятие Марии Каллас
Для ценителей оперы имя Марии Каллас давно стало легендой. Символом величайшего дара - и величайшей трагедии, подобной которой мир оперы ещё не знал.
Вокальные и личные взлёты и падения певицы были так же драматичны, как судьбы ееоперных героинь. «После Каллас опера никогда не будет такой, как раньше, - писали критики после её смерти. – Голос столетия замолчал навсегда».
Критики погорячились. Голос столетия замолчал гораздо раньше. Каллас-женщина пережила Каллас-певицу на целых двенадцать лет.
«УДАЧЛИВАЯ» МАРИЯ
Ах, как быстро, как предательски быстро бежит время! Остановить бы на мгновение, предусмотреть то, чего потом уже не изменить. В жизни Сессилии Софии Анны Марии Калогеропулос (чьё имя потом будет в последствии сокращено до Марии Каллас) таких трагических моментов было много.
Впервые судьба посмеялась над ней ещё при рождении – 2 декабря 1923 года. Будущая оперная прима появилась на свет нежеланной. Незадолго до её рождения в возрасте трёх лет скоропостижно скончался от тифа брат Марии Базиль. Появление дочери её мать Евангелия, страстно желающая родить другого мальчика, восприняла как трагедию.
В шестилетнем возрасте в жизни Марии случился новый удар – она попала под машину. Её протащило целый квартал. Двенадцать дней девочка пробыла в коме - но выкарабкалась. За чудесное воскрешение в газетах её окрестили «удачливой Марией». Ей и вправду везло. Редкие минуты счастья ставшая падчерицей у собственной матери девочка испытывала, когда выходила на сцену.
«Когда я пела, я чувствовала, что меня любят», - говорила она впоследствии.
В том, что в семье растёт чудо-ребёнок, родители убедились, когда Марии исполнилось три года. Девочка страстно увлеклась классической музыкой. В девять лет она была звездой школьных концертов. В десять наизусть знала «Кармен» и ловила ошибки в радиотрансляциях из «Метрополитен-Опера»…
Осознав вокальное дарование дочери, амбициозная мать решила компенсировать собственные несбывшиеся надежды, изнуряя Марию репетициями и занятиями до полного изнеможения. «Моя мать лишила меня детства», - признавалась потом певица. Впрочем, у будущей оперной примы был и другой, сугубо личный мотив пожертвовать радостями детства – стремление успокоить больное самолюбие. Потребность сверхдостижений стала целью её жизни.
КОММЕНТАРИЙ «ЗДОРОВЬЯ»
Человеческий голос – инструмент сложный. В его образовании принимает участие весь дыхательный аппарат: гортань с подвижными голосовыми связками, глотка, рот и нос с придаточными пазухами, бронхи и лёгкие. Только пройдя столь трудный путь, родившийся в гортани звук становится голосом, обладающим силой, индивидуальной окраской, неповторимым тембром и звучанием.
Преподаватели вокала не устают повторять: главное – не в величине голосовых связок, а в системе голосоведения и дыхания. У оперных певцов оно особое. Не поверхностное, ключичное, как у простых смертных, а глубокое, диафрагмальное, придающее голосу сочность и густоту. А главный дирижёр нашего голоса – кора головного мозга. Чтобы правильно петь, нужны «музыкальные» мозги.
Специалистами давно замечено: чем позже происходит становление голоса, тем лучше. Оптимальный вариант – в подростковом возрасте, сразу после мутации. Раннее певческое созревание Марии Каллас было тревожным знаком.
|
ЗЕМЛЕЧЕРПАЛКА ДЕНЕГ
Первый настоящий успех пришёл к Марии в 16, когда она завоевала главный приз в консерваторском выпускном конкурсе. А в 19 будущая примадонна уже пела свою первую партию в опере «Тоска» за баснословную по тем временам сумму – 65 долларов.
Для нуждающихся родственников чудесный дар Марии стал спасением. «Это была настоящая землечерпалка денег, - вспоминал её дед. – Мария каждый месяц посылала чеки своей сестре, матери и отцу. Матери их всегда не хватало, она требовала всё больше и больше». В 1950 году, после турне по Мексике, Мария купила матери меховую шубу и распрощалась с ней навсегда. После 30 лет они никогда с ней больше не встречалась.
К тому времени Мария Каллас уже была знаменитостью. Возвратившись в Нью-Йорк из Афин летом 1945 года без единого центра в кармане, она сделала головокружительную оперную карьеру. Покорённый её талантом Эдвард Джонсон из «Метрополитен-Опера» предложил ей ведущие партии в «Мадам Баттерфляй» и «Фиделио». Но первый большой шанс Судьба подарила ей в Италии, когда Мария подменила заболевшую певицу, исполнив первую в жизни колоратурную партию в опере «Пуритане». Обладающая экстраординарной памятью Каллас блестяще выучила роль всего за пять дней. Публика была без ума.
«Она была чистое электричество, - писал дирижёр Леонард Бернстайн. - Ни один голос ещё не звучал с таким театральным характером».
С тех пор Италия надолго стала ей домом, местом, где она, наконец, была нужна и желанна. Здесь же она вышла замуж за миллионера Джованни Батиста Менеджини, на 10 лет ставшим её менеджером. Но счастья не было: певица вновь начала страдать от одиночества и неустроенности.
Душевные муки, как и много лет назад, Мария заглушала едой. Этот недуг преследовал её с детства: пытаясь восполнить отсутствующую привязанность холодной, но требовательной матери, Мария постоянно ела. Достигнув подросткового возраста, она весила почти 100 килограммов. Чревоугодие подогревали воспоминания о голодном военном отрочестве певицы.
В моменты наибольшего волнения ранимая, склонная к депрессии певица впадала в настоящие гастрономические запои. «Я всегда должна была оплачивать свои триумфы – печалью или физической болезнью», - призналась она в одном интервью.
Катарсис наступил в 1952 году, когда вокальный гений Каллас достиг пика. В рецензии на «Норму» в лондонском «Ковент Гарден» безжалостные критики издевались над её огромными размерами и весом. Потрясённая певица немедленно села на строгую диету и потеряла почти 50 кг за 18 месяцев. Говорили, что ради того, чтобы стимулировать потерю веса, она даже заразила себя глистами.
КОММЕНТАРИЙ «ЗДОРОВЬЯ»
Вероятнее всего, Каллас с детства страдала булимией – расстройством пищевого поведения, заключающимся в непреодолимом влечении к высококалорийной пище. Пытаясь таким образом вытеснить детские комплексы и накопившиеся обиды, страдающие булимией кидаются из крайности в крайность: то занимаются обжорством, то наказывают себя за это садистскими диетами или вызывая рвоту после каждого застолья.
Из-за своей прожорливости страдальцы часто испытывают чувство вины и стараются держать свою болезненную страсть в секрете. Булимики часто неуравновешены, скрытны. В тяжёлых случаях дело доходит до серьёзных психических расстройств.
Как и анорексия, булимия чаще всего поражают молодых женщин в возрасте 20-30 лет. Несколько реже булимики встречаются среди мужчин.
|
ГОЛОС ЗА ЛЮБОВЬ
Но самое страшное испытание пришло, когда Мария стала терять свой удивительный голос, диапазон которого был таков, что она пела партии и для колоратурного, и для меццо-сопрано. Работа на износ, изнурительная борьба с лишним весом, постоянное нервное напряжение сделали своё дело. Оперная прима стала отменять, а то и срывать спектакли. Одним из самых громких стал скандал в «Ла Скала». Собравшейся публике было объявлено, что певица больна и спектакль не состоится. В другой раз она не вышла на сцену после первого акта. Ошарашенные зрители, среди которой был президент Италии, негодовали. Дело закончилось судебным процессом. Её репутация была испорчена.
Знакомство Марии с судостроительным магнатом Аристотелем Онассисом и последовавший безумный роман тоже отлучили ее от сцены. Для известного плейбоя раздираемая комплексами, ранимая и неуверенная в себе певица стала лёгкой добычей. Подобно Медее, Каллас, не колеблясь, пожертвовала ради своего греческого любовника всем: семьёй, карьерой, успехом. После рокового знакомства она фактически перестала петь, дав только семь представлений в 1960 году и пять в 1961.
Свою последнюю партию – «Норму» - Мария Каллас спела в 1965 году в Париже, где поселилась после того, как её бросил Онассис. «Сначала я потеряла вес, потом я потеряла голос, а теперь я потеряла всё», - призналась она в интервью. После брака Аристотеля с Жаклин Кеннеди «голос столетия» замолчал навсегда.
КОММЕНТАРИЙ «ЗДОРОВЬЯ»
Почему у опытных вокалистов пропадает голос, однозначно не скажешь. Век оперного певца недолог– 20-25 лет. На хрупкий голосовой аппарат певца может повлиять всё что угодно: чрезмерное волнение, переутомление, стресс... Оперные певцы подвержены частым простудам. Трахеит, ларингит и возникшая в результате дисфония (осиплость голоса) – самая распространённая певческая напасть. Не способствуют вокальному здоровью и довольно «вредные» условия труда оперных исполнителей-гастролеров. Запылённый воздух сцены, форсированное дыхание вкупе с постоянными переменами климата и большой нагрузкой на голосовой аппарат – неблагоприятное сочетание.
Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, во время насыщенных гастрольных выступлений им дают глюкозу с аскорбиновой кислотой. Недаром оперных певцов часто сравнивают с металлургами. За выступление каждый из них теряет не один килограмм веса.
Самыми сложными по нагрузке на голосовой аппарат традиционно считаются драматические партии. У женщин - Турандот и Тоска из одноимённых опер Пуччини. У мужчин – Каварадосси из «Тоски» и Германн из «Пиковой дамы». По объёму работы для исполнителей главных партий нет тяжелее спектаклей, чем «Отелло», «Чио-Чио-Сан» и «Борис Годунов».
Дабы предупредить возможные ЧП, на каждом оперном спектакле за кулисами обязательно присутствует врач-фониатр и второй певческий состав – на случай экстренной замены внезапно вышедшего из строя исполнителя.
|
Пропавший голос к Марии Каллас так и не вернулся. Свои дни выдающаяся певица закончила в одиночестве, в окружении двух пуделей. Бывшая примадонна умерла внезапно и таинственно в возрасте 54 лет. По иронии судьбы, всё её двенадцатимиллионное состояние досталось тем, кого она больше всего ненавидела, – её бывшему мужу и матери. Завещание Марии Каллас так и не было найдено.
Текст Татьяна Измайлова
ПОТЕРЯВШИЕ ГОЛОС
► Навсегда расстаться с карьерой оперного певца и сменить род деятельности пришлось ведущему солисту Большого театра Александру Ворошило. «Простыл на гастролях в Ереване, получил воспаление лёгких, - вспоминал он в одном из интервью. – Сначала не придал этому значения, через два месяца забеспокоился: петь как раньше уже не получалось».
► Великий Федор Шаляпин как-то онемел прямо во время спектакля. Перед самым выходом на сцену в образе Сусанина в опере «Жизнь за царя» он так вошёл в роль, что на время в прямом смысле потерял дар речи: от сильного эмоционального переживания произошёл спазм гортани. За кулисами царила паника. Испугался и сам певец. По его лицу ручьями тёк пот, пульс подскочил до двухсот ударов в минуту. Немного успокоившись, Шаляпин распрямил плечи, напряг мышцы могучей спины и вначале беззвучно, потом вполголоса, а затем всё громче стал произносить разные звуки и, наконец, запел. От радости, что голос к нему вернулся, он продолжал петь за кулисами, забыв о спектакле.
► Легендарный итальянский тенор Пласидо Доминго внезапно осип во время выступления в «Ла Скала». А его друг и коллега Лучано Паваротти не стал рисковать подобными ситуациями: поняв, что его голос потерял былую силу и красоту, маэстро перестал выступать в октябре 2005 года.
|
назад
|