Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Воспитать лидера
Наша жизнь – сплошная борьба. И детей мы стремимся воспитывать соответственно. Как робкому чаду внушить уверенность в себе, а ребенка, жаждущего побеждать, оградить от нервных срывов при неудачах?
ФОРМИРУЕМ СИЛЬНОГО
Некоторые дети по натуре жаждут лидерства. Они буквально во всем хотят быть первыми, но когда это не получается, в душе копится обида. Ребенок считает себя несправедливо обойденным, и если родители продолжают настраивать его только на победу, в нем просыпается зависть, развиваются агрессивность, тяготение к демонстративным выходкам. При этом выковать лидера из него все равно и не удастся: ведь настоящий лидер умеет не только быть центром внимания, но и ладить с людьми.
Ориентация на успех часто не стимулирует, а напрягает и даже невротизирует детей.
Боясь, что не смогут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, они заранее отказываются от соревнования. Одна из самых распространенных жалоб родителей: если у ребенка что-то не получается, он бросает трудное занятие и его никакими силами не заставишь снова за него взяться. Особенно ярко эта черта выражена у амбициозных детей.
ЧТО ДЕЛАТЬ? С самого начала внушайте ребенку, что важнее всего победы во имя других. Детей, жаждущих лидерства, стоит ориентировать на соревнование командой, чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Пусть видит в ровесниках не соперников и врагов, а товарищей, которым надо помогать.
Очень полезно затевать с детьми занятия, где нужно действовать сообща. Это могут быть:
• командные игры типа футбола, хоккея, вышибал;
• рисование на большом листе бумаги, когда надо дополнить замысел товарищей, совместная лепка;
• постановка домашнего спектакля;
• ролевые игры, в которых красной нитью проходит мысль о важности совместной работы, заботы о ближнем: для маленьких - "в пожарных", "в моряков", "в больницу", для детей постарше – в героев любимой приключенческой книги или фильма.
Самое главное – предоставить ребенку разумную площадку для самоутверждения, расширив в его представлении категорию "мое". Вот тогда он станет настоящим лидером.
ПОДБАДРИВАЕМ СЛАБОГО
Некоторых детей воспитывать в духе соревновательности и вовсе опасно. От природы не амбициозные, не претендующие на первенство во всем, такие ребята быстро начинают чувствовать свою ущербность – ведь им никак не удается оправдать ожидания родителей. Характер не позволяет таким детям усиленно работать локтями, родители не понимают этого и считают их трусишками или лентяями – и ребенок неизбежно замечает это и получает психологическую травму.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Не давите на такого ребенка. Постарайтесь понять, каковы его склонности. Не способности – в раннем возрасте они далеко не у всех выражены ярко, а именно склонности, обусловленные характером. Болтушка ваша дочь или молчунья? Любит сын фантазировать или, наоборот, на редкость практичен и рассудителен?
• Болтливую "назначьте" рассказчицей, внушайте, что это ее достоинство, помогайте овладеть риторическими приемами, боритесь со словами-паразитами...
• Фантазерку побуждайте придумывать сказки.
• С практичным ребенком чаще советуйтесь по бытовым вопросам, давайте понять, что цените его мнение.
• Медлительного флегматика объявите самым обстоятельным и разумным ребенком на свете и почаще вспоминайте пословицу "Поспешишь – людей насмешишь". Не заставляйте его соревноваться с более проворными детьми, а если сравнение все-таки напрашивается (например, в школе), подчеркивайте плюсы своего ребенка: аккуратность, хороший почерк, взвешенность ответов...
Ваш сын или дочь должны постоянно чувствовать, что вы любите и гордитесь ими.
Если же вместо этого поощрять в робком ребенке дух соревновательности, он может засомневаться в вашей любви, решить, что вам нужен не он, а его успехи. Потому-то некоторые образцовые дети в подростковом возрасте неожиданно начинают бунтовать: запускают учебу, связываются с нехорошей компанией… Ведь среди друзей им не надо из кожи вон лезть – в отличие от родителей они принимают его таким, какой он есть.
КАЖДОМУ ОВОЩУ СВОЕ ВРЕМЯ
«Ну хорошо, – скажет родитель. – Допустим, все это так. Но нельзя же бесконечно создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования! Жизнь жестока, и конкуренция в ней о-го-го какая!»
Но ведь никому не приходит в голову навьючить на малыша мешок с картошкой под предлогом, что во взрослой жизни ему придется носить тяжести. Почему же, когда речь заходит о детской психике, критерии меняются?
Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но к моменту, когда ребенок выйдет из-под вашей опеки, его психика окрепнет.
К этому времени у подростка возникнет естественное желание посостязаться с миром, доказать себе и другим, на что он способен. Вот тогда и наступит время для развития соревновательности.
Текст Марина МАТВЕЕВА
назад
|