- зал групповых программ
- тренажерный зал
- кардиозона
- зал йоги и пилатеса
   
Книги по фитнесу, бодибилдингу,
здоровому питанию



Синдром распродажи

Вы ждали его весь год, и он настал – сезон распродаж! Но отчего-то с каждым годом он веселит все меньше и меньше… В чем причина?


- Доктор, скажите честно, что со мной? - спрашивает ухоженная, богато одетая девушка.


- Вы совершенно здоровы.


- Но почему тогда я так ужасно себя чувствую? Откуда эта вялость, равнодушие? У нас большой дом, отличная машина, меня только что повысили в должности. Почему же я так несчастна, доктор?..


Если доктор назовет точный диагноз, пациентка, пожалуй, обидится. Да и таблеток от этой тяжелой и заразной болезни пока не изобрели. Американцы называют ее аффлюенцей (от "affluenсе" – "изобилие") – потребительским гриппом, по аналогии с инфлюенцей. Этот недуг стал повальным в самых богатых и развитых странах.


Что же может быть плохого в изобилии и возможности купить все, что хочется? Оказывается, многое. Но давайте по порядку. Начнем с симптомов.



ШОПИНГ-ДОПИНГ


Еще совсем недавно поход по магазинам без конкретной цели считался безотказным средством от депрессии и плохого настроения. Подруги, выслушав жалобы и беспричинное нытье, так и говорили: «Пойдем по магазинам, развеемся, потом в кафе посидим». Поход обычно заканчивался гудящими ногами, парой чашечек кофе с пирожным, несколькими яркими пакетами с названиями известных фирм и... непродолжительным подъемом духа.


Очередная блузочка или свитерок, еще одни новые туфли особой радости уже не приносят. Зато сам процесс приобретения завораживает. Возникает почти наркотическая зависимость: покупка стимулирует выброс адреналина, мимолетная эйфория, на смену которой приходит естественный спад. Но вы знаете безотказный рецепт: шопинг, шопинг и снова шопинг!



ГИПЕРПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ


Истинная радость потребителя – огромные мегамоллы. Там всегда красиво и весело. И всегда можно расколоть любимого мужа на что-нибудь не запланированное семейным бюджетом, но очень соблазнительное. Например, чайник с внутренней подсветкой или рулонодержатель для туалетной бумаги со встроенным радио...

 

Совсем неважно, что все эти вещи, правда, без экранчика, подсветки и радио, у вас уже есть.


Главное - миг удовольствия и мимолетная радость от новой игрушки, на смену которой вскоре придет улучшенный и модифицированный вариант.


Достоинства таких дворцов розничной торговли очевидны: все товары в одном месте, удобно! Но, как и у каждой медали, есть и другая сторона. В соседнюю булочную можно сбегать за батоном хлеба. Уйти из крупного супермаркета с одной покупкой почти наверняка не получится. По пути к вожделенному флакону шампуня на глаза попадется столько соблазнов, что не хватит никакой силы воли. Не зря в гипермаркетах хлеб предусмотрительно расположен в самом дальнем от входа углу.


Американцы уже подсчитали, что посещение торговых центров превращается в любимое времяпровождение граждан. Театры, спорт, прогулки на природе, чтение остались далеко позади. Обычный гражданин США отдает шопингу среднем 4 часа в неделю. На гуляние с собственным чадом за ту же неделю он тратит аж целых... 12 минут.



ПРЕЗЕРВАТИВ ДЛЯ КРЕДИТКИ


СКЛАДСКИЕ РАДОСТИ


Рано или поздно страдающий аффлюэнцей сталкивается с проблемой свободного места: в его доме все заставлено вещами. Казалось бы, самое время отрезвиться. Но сил на это хватает немногим. Вместо этого, когда ситуация становится критической, американцы увозят вещи подальше от дома. На свалку? Не угадали. На склад.


В Штатах более 30 тысяч складов для хранения личных вещей. Это безбрежные поля, тесно, впритирку, уставленные вместительными жестяными ангарами, типа наших ракушек. Там запасливые граждане хранят вещи, которые уже не помещается в их совсем немаленьких домах. Этот бизнес за последние четверть века увеличился вчетверо и приносит ежегодно 12 миллиардов долларов - больше, чем вся музыкальная индустрия США.

Еще один симптом перепотребления спровоцирован удобнейшим из достижений цивилизации – кредитной карточкой. Когда человек получал на руки свои честно заработанные дензнаки, он физически ощущал их реальную стоимость и не слишком торопился с ними расставаться. Виртуальные деньги создают иллюзию потребительского всемогущества. Купюры не переходят из рук в руки, вы не ощущаете, как частичка вашего труда превращается в конкретную вещь. Мимолетный порыв – и недельная зарплата невидимо улетает из вашего невидимого кармана. Хочется тратить еще и еще.


Миллионы людей расплачиваются за эту видимую легкость гигантскими долгами. Еще в середине 90-х главными жертвами была молодые люди, только-только дорвавшиеся до «кредитного рая». Но все чаще в долговую яму попадают солидные граждане средних лет, теряющие контроль над своими доходами и расходами. Дело дошло до того, что общественные организации проводят массовые акции с выразительными названиями: «Презервативы для кредитных карточек» или «День без покупок».



ОТЧЕГО ПЛОХО, КОГДА ВСЕ ХОРОШО?


Возможно, лично вас все эти напасти миновали. Кредит с дебетом сходятся, счет на пластиковой карточке в плюсе, дом, хоть и полная чаша, но без нелепых излишеств... И тем не менее, вы стали замечать, что шопинг не приносит прежнего удовольствия. Вы вроде бы можете позволить себе все, в рамках разумного, разумеется, но… чего-то не хватает. А тут еще и реклама постоянно внушает: эта вещь (от кухонного комбайна новейшей конструкции до дезодоранта) сделает вас моложе, круче, сексуальнее, а главное, счастливее. И вот она, эта вещь, у вас в руках, а где же счастье?!



"НИКАКАЯ ВЕЩЬ НЕ СДЕЛАЕТ ТЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ"


Этот лозунг стоило бы написать крупными буквами повсюду, где люди совершают покупки. Вещи делают нашу жизнь легче, проще, удобнее, приятнее, комфортнее – но не более того.


Составьте подробный план действительно необходимых приобретений – на неделю, на месяц, даже на год. Четко скоординируйте желания и возможности. И постарайтесь не отступать от намеченного списка.


Не поддавайтесь эйфории скидок, безумию распродаж и уловкам рекламы. Старайтесь покупать спокойно, осознанно и на трезвую голову - как и все остальное в жизни.


По-настоящему счастливым может сделать совсем другое. Забота близкого человека. Улыбка ребенка. Участие друзей. Помощь тем, кто в ней нуждается. Тихая звездная ночь на берегу озера… Или прогулка. Только если ее маршрут пролегает подальше от гипермаркета.

 

Текст Клариса Пульсон

 

назад



(с) 2010-2015. Фитнесс-центр FitnessGroup.
Все права защищены.