- зал групповых программ
- тренажерный зал
- кардиозона
- зал йоги и пилатеса
   
Книги по фитнесу, бодибилдингу,
здоровому питанию



Поющие вместе

Почувствовать себя свободным человеком, подлечить нервы и подтянуть лицо – вот лишь немногие причины, подвигающие людей заниматься вокалом.

Сижу в кафе, жду подругу. Та опаздывает и присылает смс: «Извини, пробки, еду с занятий по вокалу». Решаю, что сердиться на нее не стану – она приедет такая розовая, летящая, воодушевленная! Куда только девался тот сутулый зяблик, придавленный жизнью, которого я знала еще полгода назад? Пение изменило ее до неузнаваемости.

ПОДРОБНОСТИ НА САЙТЕ:

Как сберечь голос. Видеосюжет

Звучать молодо. Антиэйжд для связок

Простудилась и осипла. Что делать?


Как утверждают психологи, лучший возможный способ повысить качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Пение – тот самый инструмент, позволяющий добыть радость жизни. По мнению специалистов, оно входит в «антидепрессивный» пакет наравне с йогой, сеансами у психотерапевта и фитнесом.
В последние годы учиться петь идет все больше взрослых, состоявшихся, серьезных людей. Не только и не столько ради мифической профессиональной певческой карьеры, а чтобы решить конкретные проблемы – психологические и физиологические. «Это то же самое, что глотать антидепрессанты, только побочных эффектов нет», – утверждает подруга, отправляясь на очередной урок. И вот как это работает.

ЛИРИКА
Научить петь можно любого человека, даже если он не попадает в ноты и сроду не ходил в музыкальную школу. «Незачем жалеть об упущенных возможностях, – советует педагог по вокалу Валерия Матевосова. – Взрослого как раз проще научить петь, чем ребенка. Ведь если он пришел на занятия, значит, сам этого хочет. Да и голос у него уже сформировавшийся. У детей же, которых за ручку приводят мамы, бывают большие сложности с мотивацией. Физиологически они тоже не всегда готовы. Это мешает расслабиться, а в зажатом состоянии не запоешь».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Валерия Матевосова, педагог высшей категории, куратор вокальной секции Западного округа Москвы, www.bel-canto.ru:
– Далеко не все занимаются вокалом ради сцены. Многим нужно общение, понимание и простое человеческое участие. Тут преподаватель работает еще и как психотерапевт. Приходят иногда на занятия девушки настолько зажатые!.. И постепенно меняются: глядишь, что-то смелое позволили себе в одежде, макияж появился, улыбка увереннее стала. Приходят дамы с личными проблемами: разбираем иногда слова романса, а у нее слезы на глазах – вспомнила что-то свое… Утешаю, ободряю, поддерживаю.
Часто приходят «технари», очень интеллектуальные ребята – видимо, устают от обилия информации, ищут возможности реализовать себя в музыке. Причем поначалу сами не знают, что будут петь. Но потом проникаются и обычные песни им уже становятся неинтересны. Вот арии итальянские, барочная музыка – другое дело. Ведь музыка действительно лечит. А когда еще и «звук пошел», то есть ты подтянул мышцы, подтолкнул воздух и вдруг действительно запел, это такая эйфория, что люди начинают смеяться от радости.


Избавление от зажимов – самое большое чудо пения.

Вокал раскрепощает, позволяет лучше понять себя и свое тело. Когда женщина открывает, что ее голосовые связки – изумительный природный инструмент, способный издавать звуки потрясающей чистоты и силы, ее представление о себе и своих возможностях неминуемо меняется.
«Человек, внутренне неуверенный и зажатый, во время пения раскрывается и перестает бояться, – говорит хормейстер Полина Арцис. – Постепенно это ощущение свободы появляется и в жизни, потому что он чувствует: я могу! Естественно, в таком случае человек становится спокойнее, радостнее и счастливее».

ФИЗИКА
С точки зрения физиологии, вокал – самый настоящий фитнес, работает все тело от макушки до пяток. С непривычки устают ноги, спина, пресс, даже челюсть. Чтобы найти удобное положение и научиться контролировать звук, нужно настроить свое тело, как музыкальный инструмент.
Научиться правильно дышать – не поднимая плечи, «в ребра». Новички делают дыхательные упражнения – из гимнастики Стрельниковой, например. Помогают, как ни забавно, специальные занятия с фитболом и у балетного станка.
Работать прессом. Во время пения активно задействуются мышцы живота – на них опирается столб воздуха, выходящий из легких. После 15 минут упражнений пресс с непривычки болит, словно ты занималась на серьезных тренажерах!
Правильно открывать рот. Чтобы звуки «не западали» и «не вываливались», вокалистов учат расслаблять челюсть, правильно открывать рот и работать над артикуляцией. Все звуки должны пропеваться аккуратно и отчетливо. А специальные упражнения на развитие подвижности гортани (например, попробуйте изобразить, что вы полощете горло) позволяют освоить элементы колоратуры – пассажи и рулады.
Задействовать резонаторы. Чтобы звук приобрел объем и глубину, певцы учатся пропускать его через грудной и головной (гайморовы пазухи) резонаторы.
Улыбаться. Многие почему-то считают, что во время пения надо скорчить гримасу посерьезнее. На самом деле петь надо с выражением радостного удивления на лице. Со временем улыбаться входит в привычку, а это помогает регулировать эмоции. Психологи подтверждают: если на душе кошки скребут, начни улыбаться – за мышцами лица подтянется и настроение.

БОНУСЫ
Регулярные занятия вокалом (2–3 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев) не только сделают из вас звезду караоке (если вы этого хотите, конечно), но и дадут реальные бонусы для здоровья.

ОНИ МЕШАЮТ НАМ ПЕТЬ
Искривленная носовая перегородка или хронический гайморит – голос будет гнусавым.
Секс, как ни странно. Он может быть настолько энергозатратен, что на полноценный вокал потом элементарно не хватает сил.
Офисный образ жизни. Сидячая работа изо дня в день портит осанку, а кривая спина мешает правильно поставить звук. Так что хочешь петь – держи себя в форме!
Менструация. В первые три дня нового цикла слизистая не в той кондиции, чтобы петь.
Слабые мышцы шеи и пресса. Они не позволяют свободно и гордо держать голову, ощущать опору звука. Поможет элементарная гимнастика.
Курение. Легкие и гортань у курильщиков забиты слизью – о качественном звуке говорить не приходится. Кроме того, сигареты «сажают» связки.
Алкоголь, газировка, семечки, шоколад, слишком холодные или горячие напитки – все они раздражают связки.


Вентилируются легкие. Работа над правильным вокальным дыханием насыщает кровь кислородом, на первых занятиях с непривычки даже кружится голова. Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выравнивается цвет лица, повышается тонус кожи. Занятия вокалом заметно облегчают жизнь при несложных формах бронхиальной астмы, хроническом бронхите и тонзиллите.
Улучшается техника речи. Многие приходят на занятия не ради пения, а чтобы наконец заговорить по-человечески. В вокале очень важен ритм – вот почему петь полезно тем, кто работает с людьми, голос имеет тихий, а речь – невнятную. Вокал поможет и при логопедических проблемах – например, при заикании. Ведь основные направления работы в логопедии и вокале схожи – это избавление от горловой зажатости, активная работа губ и языка, короткие вдохи и долгие выдохи, управление потоком воздуха.
Подтягивается фигура. Правильная «вокальная стойка» со временем вырабатывается как условный рефлекс. Спина прямая, плечи расправлены, живот подтянут. Вместо офисной закорючки имеем гордый красивый силуэт на зависть врагам.
Фейс-лифтинг. Вокалист постоянно «работает лицом», и это дает заметный антиэйдж-эффект: мимические мышцы в хорошем тонусе, человек выглядит заметно моложе своего возраста.
Управление эмоциями. Вокал учит властвовать собой. Это весьма полезное умение, выручающее во многих сложных ситуациях.

СУММА СЛАГАЕМЫХ

Любой серьезный педагог скажет, что обучать вокалу в группе – дело сомнительное, необходима индивидуальная работа. Но это правило не распространяется на тех, кто поет в хоре. Если в сольном пении главное – проявить свою индивидуальность, то в хоре, наоборот, стоит задача слиться в аудиоэкстазе с соседями по подмосткам. Пожалуй, это самая психотерапевтическая разновидность вокала.
«Петь сольно или в группе, каждый решает сам, причем скорее подсознательно, – говорит Полина Арцис. – При сольном пении больше внимания уделяется красоте тембра, при хоровом – слиянию голосов. У солистов обычно лучше поставлен голос, а у хоровиков в первую очередь развивается слух. Но главное – где вам комфортнее».
Каждый, кто пел в хоре, помнит это непередаваемое ощущение, будто ты маленькая серебристая рыбка в большом дружном косяке.

По сути, хор – это социум в миниатюре, только общение в нем строится на более открытых, чем в жизни, принципах.

Здесь ценятся умение слушать друг друга, подставлять дружеское плечо. Здесь у людей масса общих интересов и всегда есть что обсудить на распевке. В таких условиях люди раскрепощаются, открываются – это особенно важно тем, кто не слишком уверен в себе, нуждается в поддержке и одобрении. То есть к радостям пения добавляется еще и отличная тусовка. Стоит ли говорить, как важно для каждого найти свою «стаю» – людей, которые тебя понимают и принимают, для которых ты – свой.

ДЕЛО ТЕХНИКИ
Кто-то мечтает петь, как Майкл Джексон, другим покоя не дают лавры Монсеррат Кобалье. Куда податься, к кому обратиться? «Учиться можно академическому вокалу или эстрадному. Основа все равно будет одна – дыхание и опора, - объясняет Валерия Матевосова. – Разница в том, что академический вокал – это прикрытый звук «в купол». Эстрадники, народники и рокеры используют близкое к речевому положение голосового аппарата».

КАК ВЫБРАТЬ УЧИТЕЛЯ
Нельзя научиться петь по книжкам. Никакое пособие не заменит хорошего преподавателя. А как узнать, что он хороший?
1.    Главное – чувствовать себя свободно. Преподаватель должен вызывать у вас положительные эмоции и доверие, иначе зажатости не избежать.
2.    Если вы новичок, нужно, чтобы педагог имел опыт работы именно с начинающими, правильно определил тип вашего голоса и подобрал подходящие упражнения.
3.    Прежде чем идти учиться к человеку, послушайте, как поют его ученики, и решите, хотите ли вы так же.
4.    Стоящий преподаватель не станет «затачивать» вас под кого-то, он будет беречь ваш уникальный тембр и культивировать вашу индивидуальность.
5.    Занятия с хорошим учителем не приводят к проблемам с голосовым аппаратом. Вас вынуждают петь через силу и «не могу»? Это признак непрофессионализма.

Выбирая, в какой технике петь, есть смысл прислушаться к мнению профи, которые считают, что академики могут петь и фолк, и на эстраде – за счет серьезной подготовки. А вот наоборот вряд ли получится. 
Есть и другие техники – например, скриминг (от англ. «крик») и гроулинг (англ. «рычание»). Гроулинг сделал популярным Луи Армстронг, сейчас его используют в блюзе, хард-роке и прочих тяжеловесных направлениях. Скриминг  практикуют вокалисты «металлических» групп. Вот уж где экспрессия! Этому, как ни странно, тоже учат – есть, например, масса обучающих роликов на youtube.com.
Любовь Федорова, вокальный педагог:
«В какой из техник петь - дело вкуса. Певец сам решает, что и как он должен своим творчеством сказать людям. Однако в каждой из техник петь следует правильно, не нанося вред связкам. Манера пения не должна быть травмирующей ни в академическом, ни в эстрадном, ни в рОковом вокале. Неверное пение в любой из техник может вызвать и певческие узелки, и фонастению, и кровоизлияние в связки с последующим рубцеванием, что негативно влияет на тембр или вообще ведет к потере голоса. Скриминг, кстати, такая же техника, как и остальные – основывается на правильном дыхании и собственно крика не подразумевает. Если кто-то кричит и думает, что скримит – то это личное дело каждого. Нужно посмотреть, сможет ли певец так же кричать лет через 10, или у него уже через два года связки будут истрепаны в лохмотья». 

Текст: Соня Лившиц

Эксперт: Валерия Матевосова,

педагог высшей категории, куратор вокальной секции Западного округа Москвы,

www.bel-canto.ru

назад



(с) 2010-2015. Фитнесс-центр FitnessGroup.
Все права защищены.