Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Прокачай свой интеллект!
Хотите повысить социальный статус, расширить границы сознания и возвратить детскую восприимчивость уму? Отправляйтесь слушать публичные лекции – сейчас они превратились в антиэйдж вариант досуга.
ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ
Бывают в жизни моменты, когда сталкиваешься с вещами, которых не знаешь, а надо бы, и восклицаешь, досадуя на себя – ну почему же я не выучил этого в школе! «Потребность в конкретных знаниях должна созреть, - комментирует ситуацию Борис Новодержкин. – Детей в школе часто просто прессуют по стандартной программе, не принимая в расчет их природные склонности и желания. Им это неинтересно, они не видят в этом наборе абстрактных знаний связи с реальностью. А взрослые – видят и хорошо понимают, чего хотят».
Посетители современных публичных лекций хотят многого: узнать, скажем, больше о творчестве Кандинского и археологии кочевых народов Монголии, поговорить о классической проблеме Юма и феромонах, посмотреть артхаусный фильм и поспорить – в самом деле режиссер гений или только притворяется. Если рассудить, существует огромное количество потрясающе интересных вещей, в которых мы ничего не смыслим – но при желании можем разобраться.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна Фадеева, сотрудник института психологии Российской академии наук, психофизиолог, нейро- и патопсихолог, практикующий психотерапевт:
- Когда мы осваиваем новые области знаний, в мозге запускается процесс реювенилизации. Мы словно впадаем в детство, возвращаем себе часть утраченных с возрастом способностей. Ведь ребенок постоянно чему-то учится, мозг его пластичен. Нейроны образуют новые функциональные связи, тем самым «закрепляя» полученные знания.
Обучаясь в зрелом возрасте, мы запускаем аналогичные процессы – и это омолаживает мозг. При этом не суть важно, что именно изучать. Главное – интеллектуальная загрузка, формирование самого умения учиться. Исследования показали, что люди с высшим образованием реже страдают болезнью Альцгеймера. Так что постоянная интеллектуальная активность позволяет нам сохранить ясность ума. |
Толчком к «интеллектуальному приобретательству» может послужить что угодно. Новые знакомые, которые знают то, чего не знаешь ты. Желание реализовать детские мечты (всегда мечтала посмотреть на звезды в телескоп, да как-то случая не было). Просто доказать себе – ты умная и можешь хоть в шахматы по интернету играть, хоть лекцию о квантовой механике целиком высидеть (еще, глядишь, и понравится). Дальше – больше: как говорил Сократ, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что не знаешь ничего. Нормальное человеческое стремление – пытаться заполнить эту пустоту в сознании конкретными сведениями. Кроме того, новые знания расширяют границы нашего «я», дают возможность почувствовать себя значительной частью общества в частности и мира – в целом. Публичные лекции, если хотите, безопасный способ для множества людей «расширить сознание».
СВОЙ СРЕДИ СВОИХ
Еще одна деталь, подстегивающая интерес нынешней публики к лекциям, - это новые формы их проведения. Многие современные публичные лекции проходят в новом формате edutainment (от англ. education - «образование» и entertainment – «развлечение»). Все началось с западных университетов, где профессора вместо занятий начали устраивать для студентов шоу, чтобы те наконец перестали зевать и хоть что-то запомнили.
Эдьютейнмент предполагает, что встречи проходят в неформальной обстановке и здорово напоминают общение старых друзей, пусть те и видят друг друга впервые в жизни. Точки пересечения – бары и кафе, парки и даже спортзалы, где можно крутить педали на тренажере и одновременно обсуждать труды Канта. Все подробности – место, время, деньги – анонсируются заранее на тематических сайтах вроде «Теории и практики».
Впрочем, люди встречаются и на известных академических площадках – на искусствоведческих лекциях в Третьяковке и Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Историческом музее и МГУ. Слушают лекции по архитектуре в Центральном Доме архитектора, по философии – в Политехническом и стекаются на выступления известных дизайнеров на «Винзавод».
Плюс таких лекций не только в том, что вы выбираете самую интересную для вас тему и слушаете лектора – часто специалиста очень высокого уровня! - в приятной обстановке за небольшие деньги или вовсе бесплатно.
Высока вероятность, что и окружающие будут вам интересны.
«Важно не просто общаться, а общаться с теми, кто похож на тебя, - говорит Борис Новодержкин. – Трудно в обычной перегруженной людьми и работой жизни встретить родственную душу. А на таких тематических тусовках, какими, собственно, и являются лекции, шансы выше. Отчасти поэтому они так стремительно набирают обороты популярности. Ведь если вы совпали в интересе к предмету лекции, возможно, совпадете в чем-то еще».
ФИТНЕС ДЛЯ МОЗГА
Разумеется, популярность публичных лекций завязана не только на поиске своей тусовки. Как бы прокомментировал создатель известной «пирамиды человеческих потребностей» Маслоу, решив самые насущные проблемы, связанные с непосредственным выживанием, мы начинаем тратить энергию на самореализацию, в том числе интеллектуальную.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Татьяна Артамонова, 38 лет:
- Я с удовольствием хожу на лекции. Конечно, можно спросить: почему бы не почитать литературу по теме или не поискать информацию в интернете? Я думаю, дело вкуса. Мы ходим в рестораны и пробуем блюда от шеф-поваров не потому, что дома есть нечего, мы хотим прикоснуться к настоящему мастерству, красоте. Само ораторское искусство лектора может доставить настоящее удовольствие, о чем бы он ни говорил, хотя это далеко не главное.
Например, недавно я была на лекции, посвященной культуре Китая - " Книга перемен - искусство быть умным". Ее читал потрясающий лектор: знает 9 языков, перевел кучу китайских текстов, занимался теорией построения цивилизаций и т.д. Это явно человек неординарный. Мне интересно, говоря литературным языком, прикоснуться к его Вселенной.
Кстати, Оскар Уайльд известность приобрел во многом благодаря публичным лекциям, которые читал в США, нарядившись в бархатный камзол. А чем наш историк моды и телеведущий Александр Васильев - не новейшая звезда в шарфе? Вдруг, придя на его лекцию по истории костюма, я прикоснусь к легенде нашего века! Интересно же! |
Вот только способен ли мозг взрослого человека вместить всю ту информацию, которую нам захотелось в него вложить? Ведь считается, что с возрастом способность усваивать новое неуклонно падает, и нам уже не светят те гениальные озарения, что бывают почти у каждого ребенка в молочном детстве.
«У мозга каждого человека есть огромный резерв – так называемые «молчащие» клетки, - успокаивает психофизиолог Татьяна Фадеева. – Это нейроны, которые на данный момент не используются. Как только появляется необходимость усвоить новые знания, свободные нейроны перестраиваются и объединяются в функциональные системы. В результате мы запоминаем новую формулу или, допустим, осваиваем сложную йогическую асану. У детей возможности мозга практически безграничны. Но и у взрослых сохраняется большой потенциал».
Наш организм – система крайне прагматичная. Если органы не загружаются активной работой, то на них природа начинает экономить. Мало двигаешься? Значит, нет смысла тратить ресурсы на поддержание крепости в мышцах и скелете.
Не любишь думать – отдохнем на твоем IQ.
С этой точки зрения посещение лекций – самая что ни на есть антиэйдж-практика. Это как фитнес для тела – хочешь быть в тонусе, напрягись. Судя по посещаемости сайтов, где размещены видеолекции специалистов ведущих университетов мира по самым разным темам, поток людей, прокачивающих свой интеллект, постоянно увеличивается. Глядишь, лет через пятьдесят, в роли мирного пенсионера, ты не фикус будешь компостировать, как тот контролер-пенсионер из «Амели», а продолжать ходить на лекции – и все это в здравом уме и твердой памяти.
Кстати, о пенсионерах. Хождение по всевозможным семинарам и лекциям – обычная практика западных граждан преклонного возраста. В США, например, для них существуют специальные антиэйдж-программы. Пенсионеры бодро стекаются по утрам в учебные центры и университеты, где им рассказывают о географии и экономике, об этике и политике и прочие интересные вещи, не имеющие непосредственного отношения к их повседневной жизни, зато активизирующие работу головного мозга.
У нас на лекции в основном ходят активные люди в возрасте от 25 до 40 лет. Самые популярные дисциплины – гуманитарные, точными науками интересуются пока меньше. Прекрасно то, что никого не волнует, был ты в школе ботаном или двоечником. Ведь сейчас ты пришел слушать лекцию – а это означает, что покорена еще одна ступенька пирамиды Маслоу. Еще несколько таких шагов – и ты на вершине мира. Заманчиво, правда?
Текст: Лида Удодова
назад
|