Книги по фитнесу, бодибилдингу, здоровому питанию
|
Разговор с беременным животом
Теории внутриутробного интеллектуального развития стали популярны во второй половине прошлого века. Кто же не хочет родить гения! К концу ХХ столетия озабоченность «культурной программой» для плода превратилась в настоящий бум. Будущие мамы прикладывали наушники к животу, вместе с мужьями разговаривали с ним, пели песенки и рисовали включенным фонариком буквы на нем. Сегодня те младенцы повзрослели и стало очевидно, что процент гениев среди них не больше обычного.
Но определенный смысл в идее внутриутробного развития все же есть. Как оно работает?
ЭФФЕКТ МОЦАРТА
Для ребенка до рождения основной канал восприятия внешнего мира – это звуки. Плод начинает слышать их уже на 19-й неделе, а с 23-й реагирует на них. Эксперименты показали, что тревожная, мощная музыка Бетховена или Баха возбуждает его, а мелодичные произведения Моцарта и Вивальди успокаивают. Многие специалисты полагали, что «эффект Моцарта» касается и интеллектуального развития ребенка. И даже доказали это – но в основном в опытах на животных.
Ученые из Токусимского университета (Япония) включали моцартовскую сонату для фортепиано К448 каждый день за неделю до рождения мышат и в течение двух месяцев – после. Мыши, слушавшие Моцарта, оказались сообразительнее других: лучше обучались, быстрее находили путь в лабиринте. Исследователи из Индийского института медицинских наук изучали действие музыки на куриные эмбрионы и тоже пришли к выводу: да, куриные мозги под музыку развиваются лучше.
В 2002 году в «Британском журнале музыкального образования» были наконец опубликованы результаты исследований человеческих
ПОПЫТКИ КОНТАКТА
* В конце 70-х годов ХХ века калифорнийский акушер Ван дер Кар разработал методику, согласно которой беременной нужно ежедневно хотя бы по 15–20 минут похлопывать и поглаживать свой живот, одновременно произнося односложные слова.
* Во Франции в 70-е годы появился «поющий» роддом, где будущие родители занимались хоровым пением. Основатель направления акушер-гинеколог Мишель Оден считал, что оно благотворно воздействует на нервную систему беременных и они рожают спокойных детей.
* В 80-е годы советский профессор Лазарев предложил специальные вокально-речевые упражнения, при помощи которых беременной рекомендовалось общаться с еще не рожденным ребенком.
|
детенышей. Ученые утверждали, что дети, слушавшие музыку во внутриутробном периоде, более развиты, чем их сверстники: они раньше начинают садиться и гулить, чаще издают похожие на речь звуки. Это подтвердили и изыскания испанских специалистов, которые наблюдали младенцев до их рождения и целый год после. Но с точки зрения эффекта именно внутриутробного развития эти эксперименты трудно назвать чистыми: вполне возможно, опережение в развитии возникло не из-за музыки, а благодаря тому, что активные родители много общались с новорожденными.
А главное, дальше года подобные исследования не заглядывали. Как впоследствии учились «музыкальные» дети и чего добились в жизни, неизвестно.
ЭТО НУЖНО НАМ, А НЕ ИМ
В 1990-е годы президент Французской национальной ассоциации перинатального воспитания (ANEP) Андрэ Бертин опубликовала данные, из которых следовало, что плод запоминает звуки, которые слышит внутри утробы. Потому новорожденный способен узнавать не только голоса отца и матери, если те регулярно общались с ним, но и музыку, которую «слушал». Эти воззрения приобрели огромную популярность, но ученые относятся к ним скептически.
«Я не знаю ни одного доказательства того, что у плода существует долговременная память, – сказал в интервью нашему журналу Питер Хеппер, директор Центра эмбриональных исследований Школы психологии Королевского университета в Белфасте. – Плод может помнить мелодию, которую слышал в утробе матери, в течение трех недель после рождения. Потом он ее забывает».
Ему вторит и психотерапевт из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова, кандидат медицинских наук Наталья Стеняева: «Разговаривать с будущим ребенком, ставить ему музыку – все это нужно в первую очередь самим будущим родителям. Сильно сомневаюсь, что перинатальное музыкальное образование ускоряет развитие речевых функций. Хотя бы потому, что для этого требуется умение управлять языком, которое у новорожденного отсутствует. Не будем забывать, что в течение всего внутриутробного развития и в первые месяцы жизни ребенок много спит. Подчас мамы слишком усердствуют с развитием плода и просто-напросто не дают ему покоя».
ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
То, что плод воспринимает стимулы извне, – факт. Например, во время УЗИ видно, как он «танцует» под музыку или явно реагирует
ГЕНИЙ - МУЖСКОГО РОДА
Младенец рождается гениальным математиком или художником в результате гормонального дисбаланса беременной. Такую гипотезу выдвинул профессор Марти Мразика, специалист по психологии развития из университета Альберты (США). По мнению ученого, внутриутробный избыток тестостерона стимулирует более интенсивное формирование связей в мозге, особенно в правой доле лобной коры.
|
на луч света, направленный на живот в область его головки. Но что именно происходит в это время в мозге будущего ребенка – таких исследований никто не проводил.
Неродившийся ребенок общается с миром не так, как мы. «Сегодня уже доказано, что каждая эмоция, каждое переживание имеют свое биохимическое, гормональное выражение», – говорит кандидат психологических наук Елена Захарова. Поэтому общение с будущим ребенком происходит прежде всего на биохимическом уровне, вне слов и понятий, и на этом языке невозможно обмануть. Именно поэтому, если мать не хочет ребенка или у нее просто плохое настроение, Моцарт не поможет ее младенцу стать свободным и счастливым. А если женщина во время беременности радостна, спокойна и получает удовольствие от прекрасной музыки, такое же удовольствие получает и ребенок. Даже если он спит.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
НАТАЛИЯ ЩУКИНА,
семейный психотерапевт:
– Нельзя построить дом без фундамента и стен. Я убеждена, что фундамент – это период пренатального развития, а стены – первые шесть лет жизни.
Эмбрион реагирует на внешние раздражители – музыку и разговоры. То, к чему он привыкает, становится для него нормой. Но если после родов родители погрузятся в бытовые проблемы и забудут о музыке и разговорах с ребенком, смысла во внутриутробном развитии не будет. Или другой вариант: если беременная утешает себя Моцартом, находясь в стрессе, то у будущего ребенка прекрасная музыка может связаться с печалью и напряжением матери.
Я с уважением отношусь к родителям, которые пытаются заниматься внутриутробным интеллектуальным развитием будущего ребенка. Главное – не приписывать ребенку своих ожиданий и желаний.
Елена Бабичева
назад
|